Чем командный коучинг отличается
от других методов группового развития?
Нам часто задают вопрос, чем командный коучинг отличается от фасилитации, тимбилдинга и других методов развития групп и команд?
На первый взгляд, различие увидеть довольно сложно. Но оно есть, причем ключевое. Вот определение коучинга на которое мы опираемся в программе обучения «Командный коучинг в бизнесе». «Командный коучинг – это помощь команде в улучшении эффективности и процессов ее достижения через рефлексию и диалог». – говорит Дэвид Клаттербак, автор первоо практического пособия по командному коучингу.
Видите? Через рефлексию, рождающуюся в диалоге. Задумайтесь, что такое рефлексия? По сути – это осознание, анализ и переосмысление своих знаний, возможностей, ресурсов, целей, мотивов и эмоций, поступков и установок.
Давайте посмотрим, как это проявляется на примере того, за кем остается экспертиза, какие инструменты используются, какая цель достигается тем, или иным способом и какой уровень директивности проявляется при взаимодействии.
В тренингах экспертиза остается на стороне тренера (собственно его затем и пригласили, чтобы он передал знания), основными инструментами являются минилекция, вопросы, разбор кейсов и многие другие способы передачи этой самой экспертизы. Цель тренинга заключается в том, чтобы сотрудники получили новые знания, умения, навыки и здесь в основном используются директивные способы взаимодействия. Из серии «сделай в точности то, что тебе сейчас сказали».
В тимбилдинге также экспертиза остается за ведущим, или за инструктором, в основном используются игропрактики, часто со спортивным, или интеллектуальным уклоном с наблюдением за поведением участников. Способы взаимодействия также в основном директивные, а целью является установление доверия в команде.
Фасилитация ближе к коучингу, так как экспертиза остается за командой, с которой работает фасилитатор, главными инструментами являются вопросы. Методы взаимодействия недирективные, на усмотрение команды. Основная разница в цели применения. Целью фасилитации, как правило, является решение какой-либо конкретной задачи, часто сформулированной руководством.
В командном коучинге экспертиза всегда и однозначно остается за командой. Также, как и фасилитатор, командный коуч в основном работает вопросами, применяя недирективные методы взаимодействия, а целью командного коучинга является изменение поведения при взаимодействии в команде для повышения эффективности каждого игрока и всей команды в целом. Это важно, чтобы давать возможность команде функционировать более чем сумма ее отдельных частей, путем уточнения ее миссии и улучшения ее внешних и внутренних отношений.
Виды группового развития | Экспертиза | Инструменты | Цель | Директивность |
---|---|---|---|---|
Тренинги | Тренер | Вопросы, мини лекция, кейсы и т.д | Навыки, знания, умения | В основном директивные способы |
Фасилитация | Команда | Вопросы | Решение конкретной задачи | Используются в основном недирективные способы |
Командный коучинг | Команда | Вопросы | Изменение поведения при взаимодействии для повышения эффективности | Используются в основном недирективные способы |
Тимбилдинг | Инструктор, ведущий | Игропрактики | Доверие | В основном директивные способы |
О том, как любой метод группового развития превратить в инструмент командного коучинга, мы рассказываем в нашей авторской программе «Командный коучинг в бизнесе»
Автор Обухова Е.В.